ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Главная страница сайта

ОБЩИЕ Базы ПЕДАГОГИКИ


Скачать файл

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Парадигмы образования

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Из всякого ребенка можно сделать человека.

Я.А. Каменский

1.2.1. Истоки многообразия парадигм

В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как кон­цептуальная модель образования. Существует великое множество образовательных парадигм. И.А. Колесникова их многообразие увя­зывает с педагогическими цивилизациями; по ее мнению, человече­ство прошло стадии природной педагогики и репродуктивно-педа-гогической цивилизации и вступает в креативно-педагогическую цивилизацию.

Археологические, этнографические, антропологические и другие свидетельства позволяют предполагать, что на первом этапе «педаго­гическая деятельность» была органично вплетена в естественный по­ток жизни взрослого и ребенка. Каждый член общности был причас-тен к передаче и приобретению знаний, умений, навыков, опыта от­ношений, необходимых, чтобы выжить. По времени природная педагогика соответствует первобытному обществу. А природа и чело­век выступали как информационный знак. В процессе передачи опы­та трудовой деятельности осуществлялось формирование именно че­ловеческого образа жизни. Ребенок и его воспитатели жили не про­шлым и будущим, а «здесь и сейчас», пользуясь теми знаниями, умениями, навыками, которые требовались в каждый конкретный момент, выполняя лишь те социальные функции, которых требовала ситуация. Регуляция поведения была регламентирована инстинктом. Вопроса о содержании обучения и воспитания не существовало.

Как только наметилась осознанная дифференциация научения по половой принадлежности, трудовой специализации, физическо­му развитию, функции в семье, человечество продолжило свой путь уже в рамках репродуктивно-педагогической цивилизации. Ее от­личительная черта — целенаправленная передача опыта «отцов» «детям» средствами специально организованного педагогического процесса. Человеческие общности стали изобретать, воспроизводить, совершенствовать наилучшие для своих условий способы передачи информации от поколения к поколению.

К настоящему времени произошло почти полное замещение при­родных способностей человека к познанию мира с помощью самого себя искусственными устройствами, «неживой» природой. В итоге У*е с конца XX в. человек обречен на посредничество в приобрете­нии знаний. Между ним и миром стоит своеобразная «дидактичес-24

кая стена», степень проницаемости которой в плане «чистоты ин-, формации» бывает самой различной. Идет постоянное ослабление,; затухание, искажение информационных сигналов, исконно связы-i вающих человека с природой. \ Содержание опыта, приобретаемого в учебных заведениях, ста­новится все более оторванным от .реальных нужд и потребностей человеческой индивидуальности. В рамках репродуктивно-педаго-гической цивилизации речь идет о выработке неких условных, кон-| венциональных требований к содержанию образования и критери­ям образованности. Специалисты «договариваются» о том, какой объем знаний, умений, навыков, отношений, оценочных суждений следует считать эталонным, каковы те поведенческие нормы, кото­рые характеризуют ожидаемый эффект воспитанности, сохраняется ли при этом качество человека как космо-биосоциального феноме­на, никого особо не заботит, ибо на этой ступени педагогической цивилизации акцент делается прежде всего на социальных задачах обучения и воспитания. Природное, а тем более космическое начала отступают на задний план. Вследствие нарушения допустимой для человека информационной меры нарастают процессы его отчужде­ния от знаний. Включаются защитные механизмы, ограждающие от избыточности предлагаемого содержания. Это — своеобразная плата человеческого познания за пренебрежение природой.



Внутренние ресурсы репродуктивно-педагогической цивилизации исчерпаны, и мы вынуждены, по мнению И.А. Колесникова, сде­лать шаг вперед, в следующую цивилизацию — креативно-педаго­гическую.

Можно предположить, что в связи с необходимостью овладения механизмами целостного информационно-энергетического обмена в системе «Человек — Космос» стремительно возрастет рефлексивная культура. Должны и будут освоены ненасильственные способы ре­шения конфликтов разного уровня в системе «Человек — Человек», найдены экологически щадящие формы взаимодействия в системе «Человек — Природа».

Полагаем, что на этапе креативно-педагогической цивилизации совокупным субъектом-объектом воспитания выступит человечес­кое сообщество, взятое в целом. Таким образом, произойдет возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как сотворчеству взрослого и ребенка, универсальному способу бытия, в недрах которого будет осуществляться осмысление и оценка инно­вационного опыта. Педагогика мероприятий уступит место педа­гогике бытия. Наступит эпоха школы творчества в широком, философском ее понимании.

Загрузка...

Переход в третью педагогическую ситуацию потребует кардиналь­ной смены профессионально-педагогических установок и стереоти­пов, открытия иных смыслов деятельности учителя-практика. Пред­стоит ревизия всех ныне существующих моделей образовательных систем по критерию «человечности». Сохранив возможности, откры­тые научно-техническим прогрессом, человек с неизбежностью дол­жен будет вернуть себе естественные каналы взаимодействия с при­родой, с другими людьми. Только тогда, может быть, будет вновь обретена та мера информации, которая дает живое объемное знание, необходимое для гармонии с миром. Все это приведет к кардинально­му пересмотру содержания образования и смысла обучения.

В этих поисках своего рода путеводной звездой станет то, что се­годня называют педагогической парадигмой, формирование которой -происходило и происходит по мере освоения человеческими сообще­ствами различных способов взаимодействия с миром. Ни одна из су­ществующих парадигм образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построе­нию учебно-воспитательного процесса.

Если считать, что образование должно быть вне политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя под­ходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования.

Подходы к культуре:

- ценностный (аксиологический);

- деятельностный: культура трактуется как апробированные спо­собы деятельности по созданию материальных и духовных цен­ностей;

- личностный: культура воплощается в определенном типе лич­ности, ее свойствах. Соответствующие им парадигмы образования:

• традиционалистко-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стаби­лизация культуры с помощью образования);

• рационалистическая, которая соответствует деятельностному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;

• феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к чело­веку, как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

То есть парадигмы различаются по целям, которые ставятся пе-Ред образованием; во-вторых, по пониманию функций школы; поспособам достижения целей; по характеру педагогического взаимо­действия, особенно по позиции ученика в образовании. Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием:

- о функциях школы как социального института;

- об эффективности системы образования;

- о приоритетах школы;

- в чем состоят общественно значимые цели образования;

- какие знания, умения, навыки являются ценными и для кого или каким должно быть образование в современном мире.

Сравнительную оценку различных образовательных парадигм дал В.Я. Пилиповский. Выбор парадигмы образования определя­ют бинарные оппозиции:

Педагогический процесс

Взаимоотношения

личность

социум

авторитарные

гуманистические

Содержание

Педтехнологии, рассчитанные на передачу

знаниевое

развивающее

Ориентация школ

культурно-исторического материала

культурно-генетического творческого потенциала

на государство

на демократическое общество

Известно, что воспитание личности базируется на различных цен­ностях:

• трансцедентных (приближение воспитуемого к абсолютной цен­ности — Истине, Богу);

• социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, согласие, гуманность и др.);

• антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, ис­кренность, автономность, индивидуальность).

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной пара­дигмы.





Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ





Карта сайта