Основные понятия теории нравственной культуры
Главная страница сайта

Главные понятия теории нравственной культуры


Скачать файл

Формирование основ нравственной культуры личности

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личност­ный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. «Дефективность сознания, — отмечал А. С. Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества»1.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для форми­рования личности ребенка является семья не только с явной де­градацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним «благополучием» скрывается ат­мосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи лю­бые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отно­шении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого «по­требительского воспитания» чаще всего становится установка на Удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и Социальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстни-к°в, чем взрослых — родителей, учителей и т. п. Вот почему так

1 Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 567.

важно положительно влиять на мотивы и характер действий не формальных групп, придавать им общественно ценную направ~ ленность.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени вли­яет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызы­вает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хоро­ший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуаль­ное поведение человека.



Поведение человека оценивается по степени соответствия оп­ределенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не мог­ли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространя­ющееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав­ственная норма. Норма — это правило, требование, определяю­щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре­деленным поступкам и действиям, а может и запрещать или пре­достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для кажд°и такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы у нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой либо профессиональной среде, отношений между представителя--ми разных национальностей регулируются нравственными ципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватыва-щИе не отдельные отношения, а все области отношений, по-буЖДая человека везде и всюду руководствоваться ими, называ­ются нравственными категориями. В их числе такие категории, как яобро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нрав-сгпвенный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которо-му стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Загрузка...

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принима­ются людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Со­держание воспитательной работы учителя, классного руководи­теля по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированно­сти, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпи­мости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему тРУду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих на­чал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и Результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в "еРежном отношении к ней, в нетерпимом отношении к наруше-нИям экологических норм и требований. Формирование основ нРавственной культуры школьников осуществляется в системе нРавственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.





Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Основные понятия теории нравственной культуры





Карта сайта